Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28
Юридическая энциклопедия МИП онлайн - задать вопрос юристу » Семейное право » Иностранным гражданам » Имущественные права и обязанности супругов

Имущественные права и обязанности супругов в Москве

С регистрацией брака у супругов появляются личные обязанности и права.

Официально брачные узы регистрируются инстанциями, фиксирующими акты гражданского состояния. С регистрацией появляются имущественные права и обязанности супругов. Нужно заметить, что таковые делятся на виды – имущественные и неимущественные. Что же это такое - имущественные права и обязанности супругов? И как они определяются, когда один супруг считается гражданином иного государства или лицом без гражданства?

Вам необходима помощь по семейным делам ?
Запишитесь на консультацию к руководителю практики

Личные и имущественные права и обязанности супругов

Личные и имущественные права и обязанности супругов в семейном законодательстве - это отношения, какими затронуты интересы личные. Аннулировать или ограничить таковые недопустимо даже посредством договора. Личные права для супругов и их общая характеристика учреждены в ст.161 СК РФ. Причем тезисы данной статьи дополняет СК в целом и нормы ГК РФ. Раздел 7 СК регламентирует брачные отношения россиян с иностранцами и лицами, не имеющими определенного гражданства. Личные и имущественные права и обязанности супругов - общая характеристика такова:

• неотделимость от непосредственных носителей;
  • неотчуждаемость, даже по воле индивида;
  • невозможность оценки в денежном эквиваленте;
  • неприемлемость рассмотрения в качестве предмета сделки.

Семейный Кодекс РФ под неимущественными супружескими правами подразумевает такие виды:

• Право на независимость в предпочтении профессиональной занятости, места жительства и нахождения. П.1 ст.31 СК РФ учреждает, что правоспособность супруги сохраняют в абсолютном объеме, и она не может быть кем-либо ограничена, в том числе и при избрании рода деятельности. Супруги могут проживать порознь, по ст.20 ГК РФ местом жительства считается местность, где человек живет постоянно.
  • Право на общее разрешение семейных вопросов. П.2 ст.31 СК определяет, что супруги решают личные проблемы семейного быта совместно, но список значимых вопросов не определен.
  • Право на выбор фамилии. По ст.32 СК супруги вправе по личному желанию выбирать, чью фамилию носить.

Семейные отношения довольно специфичны и не всегда могут регулироваться государством. Это обуславливает столь малый перечень супружеских личных прав. Общая характеристика неимущественных обязанностей супругов по п.3 ст.31 СК такова:

• строить семейные отношения на взаимном уважении;
  • обеспечивать благополучие и упрочение семьи.

К личным имущественным правам супругов, обладающих второстепенным значением, относятся право на имущество. Данные отношения могут обладать как законодательным, так и договорным характером. Кратко описать имущественные права и обязанности супругов возможно так:

• имущественные ценности, принадлежащие супругам до брака, остаются их личной собственностью;
  • обретенное в браке имущество почитается совместным, за исключением предметов индивидуального пользования и имущества, полученного в наследство или в дар;
  • взаимное содержание.

При расторжении брака все общее имущество разделяется поровну. Имуществом собственным каждый из супругов вправе распоряжаться по своему усмотрению.

Как определяются личные имущественные права и обязанности супругов, и неимущественные права супругов, проживающих за пределами РФ

По ст.161 СК РФ личные имущественные права и обязанности супругов начинаются после официальной регистрации брака. На территории РФ имущественные права и обязанности супругов, раньше вместе не живших в России, будут обусловлены российским законодательством.

Если семейная пара живет за пределами РФ, то на супружеские отношения распространяются нормы страны проживания. Когда один супруг живет в России, а второй за ее рубежами, стороны вправе самостоятельно решить, какому законодательству они будут подчиняться. При этом общее постановление закрепляется в специальном соглашении либо брачном контракте. Если с течением времени супруги так и не определились с законодательством, то в случае расторжения брачных уз на территории РФ будет употребляться российское законодательство.

Брачный договор, заключенный между супругами, проживающими в разных государствах

В Семейном Кодексе зафиксирована возможность оформления брачного договора. Общая характеристика такового предполагает письменное соглашение между супругами, которое устанавливает имущественные права и обязанности супругов в продолжение брака и в случае расторжения оного. Целевым предназначением такого договора становится видоизменение законного имущественного режима в соответствии с максимальным соответствием потребностям сторон. Результатом договора становится возникновение договорного режима, предопределяющего имущественные отношения сторон в браке. Предметом договора считаются любые имущественные права и обязанности супругов, принадлежащие супругам в силу гражданского законодательства.

Подписанный брачный договор обязательно заверяется нотариусом. В силу он вступает после регистрации брака ЗАГСом. В соглашении супруги вправе оговорить личные права и обязанности по взаимному содержанию, соучастию в доходах друг друга, порядку семейных расходов и прочему. При этом брачным договором не может ограничиваться равноправие в браке, не могут регулироваться неимущественные права или права в отношении детей. Любое условие, противоречащее семейному законодательству или заведомо ставящее кого-то из супругов в невыгодное положение, признается ничтожным.

В п.2 ст.161 СК РФ предусмотрено, что супруги, не обладающие общим гражданством, вправе при подписании брачного контракта выбрать законодательство, которое будет регламентировать семейные отношения и какое будет применимо к заключенному соглашению.

Также при оформлении брачного соглашения супругами с разным гражданством стоит учитывать нормы Минской конвенции 1993 года и Кишиневской конвенции 2002 года, принятыми странами СНГ. Согласно основным положениям данных актов:

• личные имущественные и неимущественные права и обязанности супругов обусловливаются законом страны, где супруги вместе проживают. Если супруги живут в разных странах, но имеют одинаковое гражданство, то их отношения регламентирует законодательство страны, гражданством которой они обладают;
  • если у супругов разное гражданство и проживают они в разных государствах, то их личные права и обязанности предопределяются законодательными нормами страны, где они жили вместе в последнее время;
  • при рассмотрении семейных дел супругов с различным гражданством и проживанием в разных странах, применяются законы государства, учреждение которого рассматривает дело;
  • относительно недвижимости правоотношения супругов устанавливаются по законодательству государства, на территории которого расположена общая собственность.

При заключении брачного договора между гражданами разных стран стоит учитывать, что не все государства одинаково относятся к данному соглашению. Например, если в России брачный контракт вступает в силу лишь после заключения брака и может быть заключен в любое время, то по японским законам договор супруги могут заключить только до момента подачи заявления о регистрации брака. Это также нужно учитывать.

Брак - это важное событие в жизни любого человека, вне зависимости от его гражданства, вероисповедания и прочих факторов. При этом официально зарегистрированные брачные отношения - это гарантия для каждого супруга в защите его интересов на законодательном уровне.

Кузнецов Федор Николаевич - эксперт по сложным вопросам

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Ипотека

Квартира приобретена в ипотеку до брака, ипотека выплачивается в браке. Возможен брачный договор для сохранения квартиры за собой?

Алла08.08.2021 23:08

Здравствуйте! Согласно ст. 40 СК РФ брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Так как ипотека выплачивается в браке, то супруг имеет право на часть квартиры. Чтобы квартира осталась в вашей собственности в случае развода, можно заключить брачный договор.

Куренкова Елена Владимировна
Куренкова Елена Владимировна09.08.2021 07:09