Их компетенция, полномочия и функции.
Основополагающие нормы, регламентирующие определение субъектов права, их участие в отношениях, регулирование которых производится ГК РФ, а также наступление ответственности при невыполнении взятых обязательств, устанавливаются в Главе 5 Кодекса.
Структура субъектов ГК приведена ниже:
Перечень лиц, располагающих законным правом выступления от имени публично-правовых образований (далее – ППО):
Компетенция вытекает из специфики функций и возложенных полномочий.
Под функциями осуществления управления госимуществом понимают реализацию полномочий владельца в отношении имущества в федеральном владении.
Его передача возможна следующим структурам:
Функции также включают в себя полномочие на управление ценными бумагами ОАО, которые находятся в федеральной собственности.
Е.А. Суханов (учебник “Гражданское право”, том 1) отмечал, что действующие законы не предусматривают полномочий по участию от имени РФ высших органов власти.
Для финансового обеспечения осуществляемой ими деятельности учреждают отдельные юрлица, которые регистрируются как унитарные организации или учреждения.
Большая часть функций от имени РФ исполняется органами исполнительной власти. Исполнительная власть находится в компетенции Правительства РФ, которое, в свою очередь, уполномочено управлять имуществом в федеральной собственности.
Исполнительную власть в РФ также реализуют и другие органы федерального масштаба, уполномоченные на это Указом.
Структура органов федерального масштаба, реализующих исполнительную власть, состоит из:
Система правоотношений среди ППО и органов государственной и местной власти имеет представительскую специфику. Это означает, что права и обязательства применимы к ППО, а не к структурам, выступающим от их имени.
К примеру, Постановление Пленума ВАС РФ № 23 регламентирует порядок разрешения следующей ситуации:
При рассмотрении судебными органами дел о возмещении ущерба, который был нанесен госорганами и органами местного самоуправления из-за
Ответчиком по обязательствам должно также являться соответствующее ППО, а не местные структуры самоуправления.
Данная проблема носит как гражданско-правовой, так и процессуальный характер. В отдельных случаях законом конкретно устанавливается система органов, отвечающих по причиненному ущербу или убыткам.
Пример № 1. В ситуациях, когда причиненный ущерб должен быть скомпенсирован за счет средств казны РФ, региона РФ или МО, от имени казны имеют полномочие выступать соответствующие финансовые органы, если иное не определено ГК РФ.
Пример № 2. Ответчиком в суде от имени РФ, субъекта РФ или МО по делам о возмещении ущерба, причиненного соответствующими госорганами или органами местного самоуправления, выступает главный распределитель бюджетных средств.
Пример № 3. Организация предоставляет потребителям услуги или товары бесплатно или по сниженной цене согласно льготам, установленным законом. В бюджете не заложены соответствующие статьи расходов для реализации права на льготы. Ответчиком по иску о возмещении убытков, предъявленному организацией, предоставившей льготы, будет являться ППО вне зависимости от того, предусмотрено ли в бюджете целевое финансирование или нет.
Физические и юридические лица также располагают возможностью выступать от имени:
Однако вышеуказанное право наступает только в случаях, когда соответствующее нормативное положение прописано в законодательных актах и вынесено специальное поручение:
Пример № 4. Постановлением № 494 высшего органа исполнительной власти было вынесено особое распоряжение для ФКП “Союзплодимпорт”. Согласно положениям данного законодательного акта, организация приобретает право на использование товарных знаков на алкогольную продукцию от имени РФ.
Пример № 5. 178-ФЗ, согласно особому распоряжению Правительства, предоставляет возможность специализированным госучреждениям реализовывать федеральное имущество от имени Правительства РФ.