Учет земельных и недвижимых ресурсов —деятельность государства, связанная с необходимостью эффективного управления территорией, налогообложения и обеспечения имущественных прав. Общая база данных — кадастр — едина в пределах страны, однако сведения, в ней содержащиеся, собираются на 3-х разных уровнях. Чем это обусловлено?
Государственный кадастр недвижимости (ГКН) — совокупность документированных сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, незавершенных стройках, кадастровых дел и карт. Учет объектов ведется исполнительным органом власти на принципах общедоступности, единообразия, непрерывности и соответствия с другими официальными информационными ресурсами.
Формирование кадастра регулируется нормами Конституции РФ, Земельного, Лесного, Водного и др. кодексов и федеральных законов. Подробные положения о ГКН содержит Федеральный закон № 221 от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости».
Термин ГКН заменил устаревшее определение «государственный земельный кадастр», который означал собранные воедино сведения о земельном фонде РФ. В современный кадастр входят сразу все данные об участках и недвижимом имуществе, границах России, ее субъектов, муниципальных районов и городов, об особых территориях и т. д. Обязанность вести ГКН возложена на Федеральную служба гос. регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)
Кадастр — единый информационный ресурс, сведения в который поступают из 3-х различных уровней.
Кадастры муниципалитетов полностью входят в реестры субъектов Федерации, к которому он принадлежит. А последние, в свою очередь, являются частью ГКН. Каждый уровень ведения кадастра имеет свои особенности.
Ведение кадастра на федеральном уровне возложено на Росреестр. В зону его ответственности входит:
Говоря о функциях Росреестра, необходимо выделить следующие решаемые им задачи:
На уровне субъектов РФ ведение кадастра осуществляется территориальными управлениями Росреестра и федеральным исполнительным органом. Результат их совместной деятельности — областной (республиканский, окружной) кадастр — полностью входит в ГКН.
Субъект РФ:
В системе формирования ГКН муниципалитеты являются важнейшим звеном. На их долю, помимо регистрации земель и недвижимости в муниципальной собственности, приходится основной костяк практических работ по обслуживанию жителей, проведению деления и межевания территорий, оценке участков и объектов, а также подготовке отчетов для региональных (областного, республиканского) отделов Росреестра.
В ведении муниципалитетов находятся:
Данные проверяются и обновляются ежегодно.
Основные практически работы по формированию единого реестра осуществляются именно на уровне муниципальных образований. Федеральные исполнительные органы, а также исполнительные органы субъектов РФ строят свою деятельность на основе ежегодных отчетов от подразделений на местах.
Деление на уровни позволяют государству перераспределить ответственность между федеральными и местными органами власти. Это упрощает контроль за ведением ГКН, однако, не способствует снижению разночтений в разных базах данных, особенно собранных на бумажных носителях. Эта проблема частично решается путем переноса информации в электронный вид и формирования Единого реестра недвижимости.
Региональные кадастровые палаты выдают паспорта на землю и недвижимость, находящиеся в зоне их регулирования. Объект может находиться в частной собственности или принадлежать государству, субъекту или муниципалитету. Чтобы купить или арендовать земельный участок, необходимо обратиться к собственнику, в случае государственной собственности — к ответственному органу местного самоуправления.
На практике были случаи, когда учет земель на балансе населенных пунктов велся исключительно на бумаге и сведения из него не совпадали с данными из реестра субъекта федерации. Такие ошибки приводят к незарегистрированным фактическим, а также существующим только на бумаге объектам. Проводить сделки с ними практически невозможно.
Появление Единого реестра значительно упростит взаимодействие между уровнями ведения кадастра и исправит несоответствия. Соответствующие государственные реформы, касающиеся землеустроительных и землевладельческих отношений, запланированы на 2017 г.