Срок обжалования результатов торгов

Порядок проведения торгов предусмотрен Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд».

Главой 6 указанного Федерального закона предусмотрено в связи с проведением торгов обжалование действий (бездействий) следующих органов и должностных лиц:

  • заказчика,
  • уполномоченного органа,
  • специализированной организации,
  • комиссии по осуществлению закупок,
  • членов комиссии по осуществлению закупок,
  • должностного лица контрактной службы,
  • контрактного управляющего,
  • оператора электронной площадки.

Каждый их указанных должностных лиц или уполномоченных органов на определенной стадии проведения торгов уполномочен на совершение юридически значимых действий или вынесении решений, имеющих непосредственное значения для определения результатов торгов.

Соответственно, обжалование их действий или решений, влияющих на подведение результатов торгов, может осуществляться на различных стадиях проведения закупок: на стадии размещения заказов, на стадии подачи заявок, на стадии рассмотрения заявок и оформление процессуальных документов по их рассмотрению, при определении победителя торгов и оформлении результатов проведения закупки.

Статьей 105 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» определен круг лиц, наделенных правом на обжалование результатов закупки:

  • любой участник закупки, считающий, что оформление результатов торгов нарушило его права и законные интересы;
  • общественные объединения или объединения юридических лиц.

Данной статей Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» определен порядок и процедура действий участника закупки, направленных на оспаривание итогов закупки.

Обжалование торгов

Результатом проведения любой закупки является определение результатов и победителя торгов – физического лица или организации, которое получит право на выполнение муниципального или государственного заказа. Так как в большинстве торгов принимает участие более одного соискателя размещения заказа, количество жалоб на результаты торгов может быть неограниченным.

Оспаривание действий заказчика либо иного должностного лица и органа закупочной деятельности осуществляется двумя способами:

  • обжалование действий и решений должностного лица и органа закупочной деятельности в контрольный орган в сфере закупок;
  • обжалование действий и решений должностного лица и органа закупочной деятельности в судебном порядке.

Контрольным органом в сфере закупочной деятельности является Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС) в лице территориальных управлений. Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации при рассмотрении жалобы на документы результатов торгов имеет право:

  • удовлетворить жалобу и отменить результаты торгов полностью или частично;
  • отказать в удовлетворении жалобы полностью или частично.

В случае удовлетворения жалобы Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации имеет право привлечь должностных лиц или органы закупочной деятельности к административной ответственности.

Отмена результатов проведения закупки по итогам рассмотрения жалобы влечет признание размещения заказа недействительным.

Оспаривание действия должностных лиц или органа закупочной деятельности в контрольный орган не лишает права подать аналогичную жалобу по поводу определения результатов проведения закупки в судебные органы.

Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» предусмотрен ряд случаев, когда обжалование результатов проведения закупки осуществляется в специальном режиме:

  • обжалование действий заказчика, или иных должностных лиц и органов закупочной деятельности,  допускается не позднее чем через десять дней с момента размещения в единой информационной системе (ЕИС) протоколов закупочной деятельности;
  • обжалование действий заказчика, или иных должностных лиц и органов закупочной деятельности по истечении десяти дней с момента размещения в единой информационной системе (ЕИС) протоколов закупочной деятельности осуществляется только в судебном порядке.

Оспаривание действий и решений заказчика предусматривает соблюдения ряда обязательных условий при оформлении жалобы:

  • обжалование должно содержать указание на закупку, а также на обжалуемые действия, с приложением документов в обоснование жалобы;
  • обжалование должно содержать полные сведения о физическом или юридическом лице, подавшем жалобу.

Обжалование действий и решений должностных лиц закупочной деятельности в Федеральную антимонопольную службу предусматривает обязательное размещение в единой информационной системе сведений о таком оспаривание в течение двух рабочих дней. Информация о подаче жалобы направляется заказчику или иному лицу, чьи действия затрагивает это обжалование.

Контрольный орган в сфере закупок вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы, в том числе запросить у заказчика информацию и документы, связанные с определением победителя закупочной процедуры.

Обжалование действий и решений заказчика влечет рассмотрение жалобы по существу в срок, не позднее пяти рабочих дней с даты поступления жалобы. Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» предусматривается обжалование решения контрольного органа в сфере закупочной деятельности в судебном порядке. Такое обжалование происходит путем подачи жалобы в судебные органы.

В ходе рассмотрения жалобы в контрольном органе или в суде заказчик, действия которого обжалуются, обязан представить на рассмотрение жалобы документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика, протоколы определения победителя закупки,  аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения победителя.

Обжалование итогов закупки может осуществляться участником размещения заказа самостоятельно либо с помощью квалифицированных специалистов юридических компаний, обеспечивающих сопровождение закупочной деятельности. В этом случае обжалование предусматривается условиями договора на оказание юридических и консультационных услуг.

Оспаривание итогов размещения заказа с участием представителя – специалиста юридической компании "МИП" - гарантирует участнику размещения заказа квалифицированную правовую поддержку на каждом этапе рассмотрения жалобы. В этом случае оспаривание действий должностных лиц и органов закупочной деятельности приведет к отмене итогов закупки в интересах клиента.