Юридическая энциклопедия "МИП"
Задать бесплатный вопрос юристу
Адвокаты и юристы по юридическим услугам для юридических лиц - Лидеры рейтингов » Аналитика » Обзоры судебной практики » Налоговое право и налоговые споры » Судебная практика в вопросах налоговых камеральных проверок

Судебная практика в вопросах налоговых камеральных проверок


Налоговая проверка представляет собой особую и достаточно сложную законодательную процедуру. Во время ее проведения, официальными представителями налогового органа должны быть соблюдены абсолютно все установленные нюансы и действующие правила. Ведь любое нарушение со стороны проверяющего может повлечь за собой аннулирование абсолютно всех выявленных во время проверки результатов.

Одним из самых распространенных видов налоговых проверок является камеральная. Она представляет собой изучение налоговой декларации и остальной документации, которую налогоплательщик самостоятельно предоставил в инспекцию.

Несмотря на то что многие руководители организаций считают, что о такой проверке они должны были быть предупреждены заранее, закон, напротив, этого не требует. А это значит, что налоговые представители вправе проводить изучение документации по своей инициативе, не предупреждая о данном действии заранее.

Налогоплательщик получит лишь уведомление о результатах проверки. Если там будут иметься какие-либо расхождения и нарушения, налоговый орган имеет право потребовать необходимые объяснения, либо устранение всех имеющихся недочетов. Сделать это нужно будет в установленный период, с момента получения документальных результатов. Если налогоплательщик не произвел никаких необходимых действий, в дальнейшем ставится вопрос о его привлечении к ответственности.

Арбитражный суд нередко получает на рассмотрение дела об оспаривании тех или иных действий налоговых органов в ходе камеральной проверки. Например, представитель организации обратился с исковым заявлением, в котором требует оспорить действия налогового инспектора, связанные с непосредственным осмотром помещений компании, во время вышеуказанной проверки.

Налоговое законодательство РФ устанавливает, что любые дополнительные мероприятия в процессе камеральной проверки проводят лишь в особенных случаях и при обязательном наличии весомых на то оснований. Причем правомерность каждого мероприятия должна быть подкреплена официальным решением Федеральной налоговой службой России.

Что же касаемо осмотра помещений, принадлежащих организации-налогоплательщику, данное полномочие относится лишь к лицам, осуществляющим выездную налоговую проверку. Следовательно, своевременно обратившись в суд, требования о признании результатов проверки недействительными будут удовлетворены.

Причины, по которым результаты камеральной проверки должны быть признаны недействительными, могут быть и иными. Например, данная проверка осуществляется в каком-либо одном направлении. Если ей подверглись порядок и схема уплаты налога на имущество, то одновременная проверка налога на прибыль организации становится невозможной.

Помимо этого, в своей работе, налоговые органы вправе использовать только ту документацию, которая была получена ими лично. Они не могут руководствоваться сведениями, предоставленными иными органами либо физическими лицами. При наличии подобных оснований, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, так как работа налогового органа содержит в себе грубые нарушения.

Камеральная проверка должна быть осуществлена в трехмесячный срок с даты ее начала. При особых обстоятельствах, данных период может быть изменен. Если налогоплательщик посчитает, что несоблюдение временного периода налоговой проверки было необоснованным, он также может подать исковое заявление в арбитражный суд, предоставив все необходимые доказательства для подтверждения своих требований.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут