Юридическая энциклопедия "МИП"
Задать бесплатный вопрос юристу
Адвокаты и юристы по юридическим услугам для юридических лиц - Лидеры рейтингов » Аналитика » Обзоры судебной практики » Таможенное право и внешнеторговое регулирование » Судебная практика по делам об оспаривании распоряжения ФТС

Судебная практика по делам об оспаривании распоряжения ФТС


Коллегия ВАС РФ рассмотрела заявление, поданное двумя организациями. В этом заявлении они требовали, чтобы было признано недействительным распоряжение, вынесенное ФТС.

Распоряжение касалось проведения эксперимента, касавшегося создания дополнительных механизмов по использованию таможенного транзита, информационного взаимодействия, осуществляемого между таможенными органами, а также гарантий выплаты пошлин по таможенным действиям и налогов, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

В своем заявлении заявители ссылаются на то, что оспариваемое распоряжение должно быть признано нормативным актом. Они утверждали, что это распоряжение изменяет порядок применения таможенной конвенции, а также содержит правила поведения, которые должны в обязательном порядке применяться неопределенным кругом лиц.

Более того, заявители ссылались на то, что распоряжение нарушает их права и защищаемые законом интересы в области предпринимательской, экономической и внешнеэкономической деятельности.

Уже непосредственно в суде лица, выступающие от имени заявителей, сослались на то, что обжалуемый акт не соответствует нормативным правилам, касающимся подготовки, опубликования и вступления в законную силу нормативных актов, принятых федеральными органами исполнительной власти.

Более того, этот акт противоречит ещё и целому ряду норм, регулирующих вопросы применения таможенных отношений и осуществления внешнеэкономической деятельности.

Представитель ФТС, возражая, заявил, в свою очередь, что распоряжение не может рассматриваться как нормативный акт. Причины для этого следующие: распоряжение не вводит новых правил поведения лиц, обязанных подчиняться актам ФТС; оно не проходило регистрацию в порядке, установленном Минюстом РФ. Следовательно, по мнению ФТС, распоряжение не должно рассматриваться в ВАС РФ.

Суд, исследовав материалы дела и заслушав доводы лиц, пришёл к следующему мнению.

По арбитражно-процессуальному законодательству доказывать тот факт, что оспариваемый акт полностью соответствует законодательству, возлагается на тот орган, который этот самый акт принял.

При этом само распоряжение содержит требования к должностным лицам таможенных органов. Эти требования являются обязательными и соответствующим образом изменяют поведение подчиненных ФТС лиц. Требования эти, как установлено, касаются вопросов таможенного транзита и связанной с ними таможенной процедуры.

В результате распоряжение должно быть признано нормативным актом. Следовательно, заявители имели право обращаться в суд, а ВАС обязан рассматривать это дело.

При рассмотрении же установлено, что заявленные нарушения действительно имеют место в оспариваемом акте, при этом ФТС никак не мотивировало свои действия, выходящие за рамки его полномочий, установленных ранее принятыми законодательными актами.

Суд установил, что действия ФТС нарушают законодательство. Следовательно, оспариваемое распоряжение, как прямо противоречащее закону, должно быть отменено. Тот же факт, что Минюст не регистрировал указанный акт, ни на что не влияет: это означает лишь, что дополнительно было нарушено правило, касающееся порядка, в котором должны приниматься и обнародоваться подобного рода акты.

В соответствии с этими, а также иными исследованными судом обстоятельствами, ВАС РФ принял решение: в связи с многочисленными нарушениями распоряжение отменить. 

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по делам об оспаривании распоряжения ФТС

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут
Также вам будут полезны следующие статьи