Юридическая энциклопедия "МИП"
Задать бесплатный вопрос юристу
Адвокаты и юристы по юридическим услугам для юридических лиц - Лидеры рейтингов » Аналитика » Обзоры судебной практики » Практика разрешения споров и медиации » Особенности претензионного порядка разрешения споров и судебная практика

Особенности претензионного порядка разрешения споров и судебная практика


Претензионный порядок при внесудебном урегулировании возникшего спора является очень важной частью гражданско-правовых отношений. Соблюдение данного порядка может основываться на обязательных принципах законодательства либо на условиях конкретного договора, который был заключен между двумя сторонами.

При рассмотрении искового заявления, арбитражный суд, предварительно, должен установить:

- был ли предусмотрен обязательный претензионный либо иной порядок досудебного урегулирования спора, в отношении данной категории дел действующим законодательством РФ;

- был ли предусмотрен претензионный порядок самими сторонами в договоре, в соответствии с положениями которого и возник рассматриваемый спор;

- наличие либо отсутствие неоспоримых доказательств соблюдения истцом указанного претензионного порядка урегулирования возникшего конфликта с ответчиком.

Если вышеуказанные доказательства отсутствуют, суд оставляет исковое заявление без движения и назначает определенный временной период, в течение которого имеющийся недостаток должен быть устранен. В тех случаях, когда недостатки не были устранены, арбитражный суд производит возврат ранее поданного искового заявления, в соответствии с арбитражно-процессуальными нормами РФ.

Рассмотрим соответствующий пример. При рассмотрении арбитражного спора, суд отклонил доводы ответчика о том, что истцом не был соблюден претензионный порядок. При этом судья исходил из следующего.

До момента непосредственного обращения в суд, истцом, в отношении ответчика, была предъявлена претензия, содержащая требования о денежном возмещении стоимости деталей, которые были утрачены по вине ответчика. К претензии были приложены все сопутствующие документы - копии акта, накладных и счет-фактуры.

Претензия была получена ответчиком, о чем свидетельствуют материалы дела. Тем самым, истцом был полностью соблюден претензионный порядок.

Помимо этого, из имеющихся материалов дела следовало, что на момент непосредственного предъявления искового заявления, стоимость одной детали несколько возросла.

Истцом в претензии была указана старая стоимость, без учета произошедших изменений. Но данный факт, предъявленный в свою защиту ответчиком, не может рассматриваться судом в качестве доказательства несоблюдения претензионного порядка.

Действующий закон не связывает сам установленный порядок спора с суммой непосредственно заявленных требований. Следовательно, абсолютно никаких оснований для отклонения иска и оставления дела без рассмотрения, у судебного органа не имелось.

Ответчик обратился в апелляционную инстанцию с требованиями о пересмотре ранее принятого решения судом. Внимательно изучив все обстоятельства и материалы дела, апелляционный орган оставил действующее решение суда первой инстанции без каких-либо изменений, признав его полностью правомерным и обоснованным.

Этот пример еще раз подтверждает тот факт, что в вопросах соблюдения претензионного порядка, главным аспектом выступает факт непосредственного уведомления ответчика об имеющейся у истца претензии, которая может перерасти в судебное разбирательство. Любые цифровые значения либо иные нюансы здесь не будут иметь высокую значимость.

Суд, как правило, обращает свое внимание, в первую очередь, на наличие самого факта уведомления второй стороны. При этом основным доказательством здесь будет служить наличие личной подписи, а также отметки о принятии входящего документа, с указанием даты и соответствующего номера.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут