Юридическая энциклопедия "МИП"
Задать бесплатный вопрос юристу
Адвокаты и юристы по юридическим услугам для юридических лиц - Лидеры рейтингов » Аналитика » Обзоры судебной практики » Морское право, транспортное право » Особенности транспортного права России

Особенности транспортного права России


В нашей стране транспортное право представляет собой совокупность определенных правовых норм, чьей основной задачей является постоянное регулирование общественных отношений, которые появляются в связи с созданием и деятельностью различных транспортных предприятий.

Данная область права также призвана регулировать возникающие отношения и между самими транспортными компаниями.

Транспортное права подразделяется на более подробные виды транспортных правоотношений - морское право, водное, железнодорожное и автотранспортное. Каждый из этих видов обладает своими особенностями и нюансами.

Основной вид обязательств, появляющихся у субъектов транспортного права, - договорной. Именно на основании заключенных договоров субъекты данной правовой отрасли регулярно приобретают определенные права, а также обязанности. Именно по договорам чаще всего возникают споры, иногда перерастающие в серьезные разбирательства.

Рассмотрим пример из практики. Представитель Общества с ограниченной ответственностью подал исковое заявление на компанию-экспедитора с целью взыскания денежных средств за покрытие ущерба, который был нанесен грузу истца.

Ответчик, в свою очередь, исковые требования признавать отказался, объясняя это тем, что во время непосредственной перевозки груза истца, случилось дорожно-транспортное происшествие с участием ответчика. Именно это событие и повлекло за собой порчу груза. Ответчик заявил, что не должен нести ответственность за происшествия, которые невозможно было устранить  либо предотвратить.

В соответствии с действующими положениями закона, экспедитор несет ответственность перед клиентом в случаях повреждения либо потери груза, а также в иных ситуациях, результатом которых стал непоправимый вред, причиненный грузу заказчика.

Единственным исключением здесь может являться факт действительного наличия обстоятельств непреодолимой силы, которые экспедитор не мог устранить и  их предотвращение абсолютно от него не зависело.

При этом простой ссылки на наличие вышеуказанного события, разумеется, будет недостаточно. Экспедитору необходимо будет предоставлять документальные подтверждения своих слов либо иные доказательства, которые являются неоспоримыми.

Дорожно-транспортное происшествие, возникшее при определенных обстоятельствах, указанных в деле, нельзя было назвать именно тем обстоятельством, которое экспедитор не мог предвидеть. Его можно квалифицировать как обычный вид риска предпринимательской деятельности, снижение которых должно осуществляться за счет страхования гражданско-правовой ответственности.

В свою защиту экспедитор должен был представить исчерпывающие доказательства того факта, что им были приняты абсолютно все возможные меры по обеспечению максимальной сохранности вверенного ему груза.

Также необходимо подтвердить, что повреждение груза явилось следствием непредотвратимых обстоятельств, которые экспедитор ни при каких условиях не мог предвидеть.

В данном случае повреждение случилось во временном периоде после принятия груза от заказчика, но до его доставки в пункт назначения.

В соответствии с положениями АПК РФ, ответчик не представил никаких доказательств того, что во время непосредственной перевозки спорного груза он проявил ту степени внимательности и осмотрительности, которая требовалась от него для надлежащего исполнения собственных обязательств, на основании заключенного договора. Следовательно, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут