Юридическая энциклопедия "МИП"
Задать бесплатный вопрос юристу
Адвокаты и юристы по юридическим услугам для юридических лиц - Лидеры рейтингов » Аналитика » Обзоры судебной практики » Морское право, транспортное право » Исковая давность по транспортным спорам, судебная практика

Исковая давность по транспортным спорам, судебная практика


Понятие исковой давности представляет собой определенный и ограниченный временной период, в течение которого, лицо, чьи права и законные интересы были нарушены, имеет право обратиться в соответствующее судебное учреждение для правовой защиты.

В тех случаях, когда срок исковой давности был нарушен, суд в исключительных случаях может принять иск, но для этого у заявителя должны иметься неоспоримые причины и доказательства того факта, что более раннее обращение в судебные органы было невозможным.

Рассмотрим соответствующий пример из практики арбитражного суда. Общество с ограниченной ответственностью подало исковое заявление с требованиями о взыскании убытков с ответчика. Стоимость иска была равно сумме убытков и размеру дальнейшего ремонта поврежденного груза.

Удовлетворяя предъявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции посчитали доводы ответчика о пропуске срока исковой давности необоснованными.

Суд кассационной инстанции, в свою очередь, отменяя решения двух вышеуказанных инстанций, вынес в корне противоположное. Принимая данное решение, кассационная инстанция руководствовалась тем, что срок исковой давности исчисляется по истечении 30 дней с момента получения должником соответствующей претензии. 

Таким образом, данные разъяснения говорят о том, что суды, ранее рассматривающие данное дело, неверно применили установленные нормы материального права.

Согласно положениям Гражданского кодекса РФ, непосредственное течение срока исковой давности начинается с того момента, когда лицо узнало либо должно было узнать о нарушении собственных прав и законных интересов.

Помимо этого, положения Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» свидетельствуют об установлении досудебного порядка урегулирования возникающих правовых споров.

На основании действующей арбитражной практики факт предъявления претензии в адрес экспедитора, а также рассмотрение данной претензии самим экспедитором не является изъятием из общих положений о начале течения срока исковой давности.

Период, выделенный на возможность соблюдения претензионного порядка урегулирования спора, входит в общий срок исковой давности, но не продлевает его, а также не приостанавливает и не прерывает, т. е. не оказывает на него абсолютно никакого эффекта.

Факт установления законодателем обязательного прохождения претензионного порядка не означает внесения каких-либо изменений в протекание срока исковой давности. Например, ст. 200 Гражданского кодекса РФ не связывает факт начала срока исковой давности в необходимостью соблюдения претензионного порядка.

Как следовало из имеющихся материалов дела, исковое заявление было подано после истечения срока исковой давности.

Таким образом, ранее принятое решение об удовлетворении исковых требований следовало отменить, т. к. оно не было основано на правовых принципах и порядке, установленном законодательством РФ. Во время его принятия суд первой инстанции не учел важнейшие аспекты законодательства.

В данном примере следует отметить тот факт, что судебная практика содержит в себе абсолютно разные подходы к определению и фиксированию момента возникновения у заинтересованного лица законного права на предъявление искового заявления.

В своих разъяснениях Верховный Арбитражный суд РФ указывает, что данное право возникает с непосредственного момента нарушения законных прав лица и получения им официального отказа в удовлетворении претензии.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по транспортным спорам, судебная практика

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут