Основные услуги при выселении квартирантов

Ознакомимся с документами, определим основания для выселения жильцов из квартиры

Подготовим документы

Поможем подготовить документы, подтверждающие наличие оснований для выселения нанимателей жилья

Подготовим иск о выселении

Как выселить квартирантов из своей квартиры?
Варианты действий | Судебная практика | Образцы исков
Григорьева Д.В. - юрист высшей категории МИП

Собственник сдал квартиру в аренду (наем).

Договор был заключен на 11 месяцев.

По окончании срока действия договора арендатор отказывается освободить квартиру, требуя заключить с ним новый договор.

Источник: https://ru.freepik.com/free-photo/side-view-of-a-young-man-carrying-the-stack-of-cardboard-boxes-against-white-wall_3948313.htm#query=%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0&position=2&from_view=search&track=ais&uuid=d54f60a5-c9db-4c80-8b1d-3940ff851dc3

Изображение от Freepik

Отношения между арендодателем и арендатором не всегда складываются гладко, зачастую возникают конфликты.

Например, достаточно актуальным является вопрос о возможности выселения арендатора за неуплату.

Иногда для выселения жильца, не желающего съезжать с квартиры, придется обратиться в суд.

Когда можно выселить квартирантов по закону?

Арендатор должен освободить квартиру в следующих случаях:

• прекращение срока действия договора найма жилого помещения;
  • досрочное расторжение договора.

Договор найма квартиры можно заключить на срок не более 5-ти лет. Если в договоре срок не установлен, он считается заключенным на 5 лет.
В зависимости от того, на какого срок заключен договор, отличаются и основания и порядок его досрочного расторжения. Договор, заключенный на срок до 1-го года, считается договором краткосрочного найма, более года – долгосрочным.
Если арендатор отказывается добровольно освободить квартиру, можно подать иск о выселении арендатора из помещения в суд.

Основания досрочного расторжения договора аренды квартиры

Наниматель может в любой момент досрочно расторгнуть договор найма жилого помещения, письменно предупредив наймодателя за 3 месяца (ст.687 Гражданского кодекса).

ВАЖНО!

По требованию наймодателя (как правило, это собственник) договор найма может быть расторгнут только в судебном порядке при наличии нарушений со стороны съемщика.
Однако, иное может быть предусмотрено в договоре краткосрочного найма – заключенного на срок до 1 года.

В любом случае право на такой отказ должно быть мотивированным, то есть связано с какими-то определенными нарушениями условий договора другой стороной.

При каких нарушениях можно выселить арендатора из квартиры через суд досрочно?

Наймодатель может потребовать расторжения договора в судебном порядке, если наниматель:

• не платит за жилое помещение уже 6 месяцев при долгосрочном найме (заключенном на год и более);
  • не платит за жилое помещение более 2-х раз подряд при краткосрочном найме;
  • разрушает или портит жилое помещение, либо эти действия совершают проживающие с ним лица;
  • помещение перестало быть пригодным для постоянного проживания, в том числе в случае признания его аварийным;
  • наниматель или проживающие с ним лица используют жилое помещение не по назначению либо систематически нарушают права и интересы соседей, и после получения предупреждения от собственника продолжают данные нарушения;
  • в иных случаях, которые стороны предусмотрели в договоре краткосрочного найма.

ВАЖНО!

Перечень оснований для досрочного расторжения договора найма жилого помещения, заключенного на год и более, наймодателем (собственником) в судебном порядке предусмотрен законом и является исчерпывающим.

Перед обращением в суд необходимо обязательно соблюсти досудебный порядок и направить арендатору уведомление о выселении в связи с односторонним отказом от договора или его досрочным расторжением.

Может ли квартиросъемщик сохранить право проживания в квартире после досрочного расторжения договора аренды квартиры?

По общему правилу с расторжением договора прекращаются и все права и обязанности, связанные с ним, но это не всегда так.

ВАЖНО!

Расторжение договора в судебном порядке еще не значит, что квартиросъемщик сразу должен выехать.
При долгосрочном найме суд может предоставить ему срок до 1 года для устранения нарушений.

Если наниматель не устранит нарушения в указанный срок, собственник должен будет еще раз обратиться в суд для расторжения договора найма.
И даже после этого суд может отсрочить исполнение решение суда на срок еще до 1 года (ст.687 Гражданского кодекса).
Таким образом, выселение квартиранта по долгосрочному договору найма может затянуться на годы, в связи с чем на практике такие договоры заключаются довольно редко.

Кроме того, их необходимо регистрировать как обременение квартиры в Росреестре.

Можно ли выселить квартирантов с детьми?

При наличии законных оснований для выселения через суд не имеет значения наличие у арендатора несовершеннолетних детей, выселение арендаторов с детьми из арендуемого жилья тоже возможно.

Но нужно учитывать, что если договор заключен больше, чем на год, суд может предоставить квартиранту срок до 1 года для устранения нарушений.

Можно ли выселить квартирантов зимой?

При наличии законных оснований и соблюдении процедуры выселения не имеет значение время года на момент выселения.
Но, опять же, необходимо помнить, что при долгосрочном найме суд может предоставить срок до 1 года для устранения нарушений.

Как выселить квартирантов?

Направить арендатору требование об оплате задолженности, устранении нарушений.

Направить арендатору уведомление об одностороннем отказе от договора, о расторжении договора при наличии оснований, если срок договора еще не истек.

Обратиться в суд с требованием о выселении арендатора, а также при необходимости о расторжении договора найма жилого помещения и  взыскании задолженности по оплате найма жилого помещения.

Получить исполнительный лист и обратиться в службу судебных приставов для исполнения решения суда.