Возврат товара надлежащего качества в Москве

Варианты действий | Судебная практика | Образцы исков
Автор аналитического заключения:
Григорьева Д.В. - юрист высшей категории МИП
Время на прочтение:
7 минут

Проблемная ситуация:

Потребитель приобрёл непродовольственный товар в торговой точке.

При осмотре товара в домашних условиях понял, что данный товар не вполне подходит ему по своим потребительским характеристикам.

Покупатель намерен вернуть товар продавцу и получить обратно уплаченные за него денежные средства.

Актуальность проблемы возврата товара надлежащего качества

Нередко случается так, что покупатель под влиянием эмоций или с целью удовлетворения сиюминутного интереса совершает импульсивную покупку, о которой потом сожалеет.

При этом, если в купленном товаре нет недостатков, оснований для предъявления претензий по качеству нет.

Тем не менее, существуют правовые механизмы, позволяющие в ряде случаев вернуть продавцу качественный товар и получить обратно уплаченные за него деньги.

Права потребителя при получении товара надлежащего качества 

Законодательство не содержит безусловного права потребителя на возврат товара надлежащего качества.

Статья 25 Закона «О защите прав потребителей» наделяет гражданина только правом требовать замены непродовольственного товара в случае, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Обмен может быть произведён при соблюдении одновременно нескольких условий:

  • с момента покупки прошло не более 14 дней;
  • товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, упаковка, пломбы, фабричные ярлыки;
  • покупатель сохранил товарный или кассовый чек (при отсутствии этих документов закон разрешает потребителю ссылаться на свидетельские показания) 

Основания для возврата товара надлежащего качества

Обязанность продавца расторгнуть договор купли-продажи, принять товар надлежащего качества обратно и вернуть потребителю уплаченную за него денежную сумму возникает только в одном случае – если на момент обращения потребителя с требованием о замене аналогичный товар (на который может быть произведена замена) отсутствует в продаже.

Таким образом, потребитель вправе сначала потребовать замены товара надлежащего качества, а затем (при отсутствии удовлетворяющих потребителя вариантов на замену) – потребовать расторжения договора, возврата товара и возвращения уплаченных за него денежных средств.

Срок для возврата денег – 3 дня с момента возврата товара.

Товары надлежащего качества, в отношении которых невозможен возврат

Далеко не каждый товар надлежащего может быть предъявлен к замене, а затем и к возврату.

Правительством РФ утверждён перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену и возврату, если в них не выявлены недостатки.

К числу таких товаров относятся:

  • товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, и лекарственные препараты;
  • предметы личной гигиены;
  • парфюмерно-косметические товары;
  • текстильные товары, кабельная продукция отделочные материалы и другие товары, цена которых определяется за единицу длины;
  • швейные и трикотажные изделия;
  • изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами;
  • товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;
  • мебельные гарнитуры бытового назначения;
  • ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни
  • автомобили и мотовелотовары, прицепы к ним, номерные агрегаты;
  • технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года;
  • гражданское оружие, основные части гражданского огнестрельного оружия, патроны к гражданскому оружию, а также инициирующие и воспламеняющие вещества и материалы для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию;
  • животные и растения;
  • непериодические издания.

ВАЖНО! Право потребителя требовать замены товара надлежащего качества не распространяется на установленный Правительством перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату.

Порядок действий при возврате товара надлежащего качества

Убедиться, что товар не отнесён к перечню товаров, не подлежащих обмену и возврату.

Проверить, чтобы товар был в заводской упаковке и не имел следов эксплуатации, приложить к нему кассовый чек.

Обратиться в торговую точку, где был приобретён товар, с требованием о замене на другой, а при отсутствии возможности замены – о возврате. Вручить официальное заявление с отметкой о его получении уполномоченным представителем продавца.

При отказе продавца принять товар и вернуть уплаченные за него денежные средства обратиться в суд с иском о защите прав потребителя (требовании о расторжении договора купли-продажи, возврате уплаченных за товар денежных средств, неустойки за просрочку исполнения требований потребителя и штрафа в размере 50% от взыскиваемой суммы).

Также можно взыскать компенсацию морального вреда.

Бесплатная консультация
Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течении 30 минут
Обсуждение вопросов о возврате товара надлежащего качества
Запишись на консультацию к эксперту по защите прав потребителей