Основные услуги при взыскании алиментов на нетрудоспособных родителей

Ознакомимся с документами, поможем определить основания для взыскания алиментов

Подготовим документы

Поможем подготовить документы, подтверждающие наличие оснований для взыскания алиментов

Подготовим исковое заявление для взыскания алиментов, направим в суд

Неоспоримые преимущества

Алименты на родителей пенсионеров
Ушакова Е.Н. - юрист высшей категории МИП

Совершеннолетний гражданин является нетрудоспособным.

При этом у него имеются взрослые трудоспособные дети, с которых он хотел бы взыскать алименты на своё содержание.

В целом вопрос о взыскании алиментов на взрослых нетрудоспособных родителей встречается в судебной практике не так часто.

Это связано, в первую очередь, с тем, что на случай нетрудоспособности российское пенсионное законодательство предусматривает выплату взрослым гражданам пенсий по старости или инвалидности.

Однако, время от времени этот вопрос всё же становится предметом рассмотрения суда.

При каких условиях дети обязаны содержать своих родителей?

В соответствии со ст. 87 Семейного Кодекса РФ дети обязаны платить алименты на содержание родителей при следующих условиях:

• дети являются совершеннолетними;
  • дети являются трудоспособными;
  • родители нетрудоспособны;
  • родители нуждаются в помощи.

Нетрудоспособными считаются лица, имеющие инвалидность любой группы, а также достигшие общеустановленного пенсионного возраста.

Таким образом, дети обязаны содержать не только родителей пенсионеров, но и родителей инвалидов.

В связи с недавним повышением в настоящее время пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин, и 65 лет для женщин, однако, возраст для получения алиментов сохранили на прежнем уровне – с 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин (п.8 ст.169 Семейного кодекса).

Нуждаемость родителей в помощи определяется индивидуально в зависимости от обстоятельств конкретного дела.

Нуждающимся может быть признан родитель, материальное положение которого не позволяет ему удовлетворять жизненные потребности с учетом возраста, состояния здоровья и иных обстоятельств. Например, если ему не хватает денег на продукты, одежду, лекарства, оплату коммунальных услуг (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 56).

При невозможности взыскания алиментов с трудоспособных детей, родитель может взыскать алименты с супруга (бывшего супруга) или трудоспособных внуков, подробнее в статьях «Алименты на нетрудоспособного супруга» и «Алименты на содержание бабушки и дедушки».

Порядок взыскания алиментов на содержание родителей пенсионеров

Размер и периодичность алиментов, выплачиваемых нетрудоспособным родителям, могут быть установлены двумя способами: по соглашению об уплате алиментов и по решению суда.

Соглашение об уплате алиментов подлежит обязательному нотариальному удостоверению. В случае, если дети не готовы оказывать родителям материальную поддержку, нетрудоспособные родители вправе обратиться в суд с иском о взыскании алиментов.

ВАЖНО! Поскольку требовать выплаты алиментов могут только нетрудоспособные родители, факт их нетрудоспособности является основным условием для взыскания алиментов.

Размер алиментов на родителей пенсионеров

Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

При определении размера алиментов суд вправе учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предъявлено требование ко всем детям, к одному из них или к нескольким из них.

Учитывается и наличие у совершеннолетнего ребенка своих детей, которых он обязан содержать по закону.

ВАЖНО! Законом не установлен фиксированный размер алиментов на нетрудоспособных родителей. При разрешении вопроса в судебном порядке размер алиментов будет установлен с учётом материального положения сторон.

Определяя, нуждаются ли нетрудоспособные родители во взыскании алиментов, суд будет учитывать их доходы (пенсии и проч.) в соотношении с их объективными потребностями.

Поскольку взрослые нетрудоспособные граждане имеют право на получение пенсии по старости или по инвалидности в размере не менее прожиточного минимума, чтобы доказать нуждаемость родителей в поддержке со стороны детей, необходимо установить, что они объективно вынуждены нести расходы, которые не покрываются социальными выплатами.

Соглашением сторон может быть установлен размер алиментов в любой сумме.

С какого момента платятся алименты на пожилых родителей?

По общему правилу алименты подлежат взысканию с момента обращения в суд или с момента нотариального удостоверения соглашения об уплате алиментов.

Однако, алименты могут быть взысканы за 3 года до обращения в суд, если судом установлено, что взыскателем ранее принимались меры к получению алиментов, но они не были получены вследствие уклонения плательщика от их уплаты.

В соглашении об уплате алиментов стороны могут предусмотреть их уплату за больший период.

ВАЖНО! Алименты могут быть принудительно взысканы максимум за 3 года, предшествующих обращению в суд.

Кроме того, судебный пристав также взыскивает алименты по соглашению об уплате алиментов или исполнительному листу суда только за 3 года до их предъявления приставу.

Согласно ст. 113 Семейного Кодекса РФ пристав может взыскать алименты за весь срок, даже если прошло более трёх лет, в следующих случаях:

• ранее между сторонами уже было заключено нотариальное соглашение об уплате алиментов, но обязанное лицо уклонялось от его исполнения;
  • ранее был выдан исполнительный лист о взыскании алиментов, и обязанное лицо, невзирая на это, уклонялось от внесения алиментных платежей.

Дополнительные расходы как обязанность детей содержать родителей

Ст. 88 Семейного Кодекса РФ гласит, что при отсутствии заботы совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья родителя, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и других) совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.

Порядок несения дополнительных расходов каждым из совершеннолетних детей и размер этих расходов определяются судом с учетом материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон.

В каком случае дети не обязаны содержать своих родителей?

Перечень оснований для освобождения от содержания нетрудоспособных родителей довольно узкий.

Так, дети могут быть освобождены от обязанности содержать своих родителей в двух случаях:

• если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей;
  • если родители ранее были лишены в отношении этих же детей родительских прав.

Общие положения о взыскании алиментов на нетрудоспособного родителя

Трудоспособные дети обязаны содержать своих нетрудоспособных родителей. При несогласии делать это добровольно родители вправе взыскать алименты на своё содержание.

Размер алиментов устанавливается соглашением сторон или судом, исходя из фактической нуждаемости родителей и материального положения обеих сторон.

При определении размера алиментов суд исходит из того, сколько детей у нетрудоспособных родителей.

Дети в исключительных случаях, помимо уплаты алиментов, обязаны участвовать в дополнительных расходах на содержание нетрудоспособных родителей (дорогостоящее лечение, посторонний уход и проч.)

Дети могут быть освобождены от обязанности содержать родителей, если те были лишены родительских прав или уклонялись от исполнения своих родительских обязанностей.

Обсуждение вопросов о взыскании алиментов на нетрудоспособных родителей

Взыскание алиментов на содержание совершеннолетнего нетрудоспособного члена семьи

Категории

Подкатегории
Выбрать подкатегорию

Взыскание алиментов на нетрудоспособных родителей

Дело № 02-7275/2023
Иск о о взыскании алиментов на содержание родителя в твердой денежной сумме - Дело № 02-7275/2023
Дело разрешилось в пользу нашего клиента. С каждого ответчика по исковому заявлению нашей клиентки в пользу последней взысканы алименты на содержание нашей клиентки в размере 16 257 (шестнадцать тысяч двести пятьдесят семь) рублей 00 копеек ежемесячно, что соответствует 1,0 от прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в г. Москве Постановлением Правительства Москвы от 20.12.2022 № 2909-ПП, с последующей индексацией.