Срок исковой давности по неосновательному обогащению

Подготовим претензию

Качественная претензия поможет устранить нарушения и получить компенcацию

80 % Дел, когда претензия сработала

Зафисируем факт нарушения, оценим, рассчитаем ущерб, установим вину

Подготовим исковое заявление, проведем презентацию, направим в суд

Готовим стратегию, защищаем, доводим до результата

100 %Если не помогла претензия, то поможет судебная защита

Неосновательное обогащение судебная практика

Взыскание неосновательного обогащения

Обязательства из неосновательного обогащения

Варианты действий | Судебная практика | Образцы исков
Малов Д.В. - юрист высшей категории МИП

Была перечислена арендная плата в большем размере, чем предусмотрено договором.

Арендодатель вернуть переплату отказывается.

Актуальность проблемы взыскания неосновательного обогащения:

Неосновательное обогащение может возникать по разным причинам, обычно это ошибочное перечисление денежных средств.

В такой ситуации закон регламентирует четко: лишние активы придется вернуть.

Но лицо, которое получило незаконное обогащение, обычно не спешит вернуть имущество потерпевшей стороне.

Именно поэтому зачастую приходится обращаться в суд для взыскания неосновательного обогащения.

Что такое неосновательное обогащение?

Неосновательное обогащение возникает, когда лицо получило или сберегло чужое имущество при отсутствии на то правовых оснований, например, в случае ошибочного перечисления денег не тому лицу, или пользования земельным участком без договора.

ВАЖНО! Неосновательное обогащение может возникать в результате поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или помимо их воли.

Неосновательное обогащение может быть в следующем виде:

• получение чужих денег;
  • сбережение своих денежных средств, пользуясь чужим имуществом или услугами, например, за счет экономии на аренде;
  • получение имущества в натуре.

Правила о неосновательном обогащении также применяются к следующим ситуациям:

• возврат имущества или оплаты по договору, который был признан недействительным;
  • истребование имущества собственником из чужого незаконного владения;
  • возврат исполненного в связи с обязательством, например, в случае ошибочного перечисления оплаты по договору в большем размере;
  • возмещение вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.

Лицо, получившее неосновательное обогащение, обязано вернуть его законному владельцу (п.1 ст.1102 Гражданского кодекса).

Что можно потребовать, если приобретатель неосновательного обогащения получил деньги?

Если приобретатель неосновательно получил денежные средства, с него можно потребовать:

• полученную сумму (п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса);
  • проценты за пользование денежными средствами по ст. 395 Гражданского кодекса;
  • доход от использования денег - в части, не покрытой процентами.

Что можно потребовать, если приобретатель неосновательного обогащения сберег свои денежные средства, пользуясь чужим имуществом или услугами?

Если приобретатель сберег свои средства, пользуясь чужим имуществом или услугами без намерения его приобрести, то с него можно потребовать:

• стоимость пользования аналогичным имуществом или услугами в том же месте на тот момент, когда закончилось пользование (п. 2 ст. 1105 Гражданского кодекса);
  • проценты по ст. 395 Гражданского кодекса.

Например, можно потребовать стоимость аренды земельного участка в том же населенном пункте.

ВАЖНО! Сумма возмещения выплачивается за весь период пользования имуществом.

При этом не важно, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности обогащения.

При обращении в суд расчет стоимости пользования нужно будет обосновать. Для этого можно заказать отчет об оценке.

Что можно потребовать, если приобретатель неосновательного обогащения получил имущество?

Если у приобретателя неосновательно получил чужое имущество, то можно потребовать от него:

• возврата имущества;
  • если имущество нельзя вернуть в натуре – действительную стоимость этого имущества на момент приобретения, а также сумму, на которую подорожало имущество, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения (п. 1 ст. 1105 Гражданского кодекса);
  • все доходы, которые приобретатель извлек или должен был извлечь из имущества с того времени, когда узнал или должен был узнать о неосновательности обогащения, а также проценты на сумму доходов (п. 1 ст. 1107 Гражданского кодекса).

ВАЖНО! Если неосновательное обогащение возникло в результате прекращения действия договора, приобретатель должен возместить стоимость имущества по цене, указанной в договоре, при ее наличии (п. 6.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35).

Необходимо учитывать, что приобретатель в свою очередь может потребовать возмещения понесенных необходимых затрат на содержание и сохранение имущества с момента, с которого он обязан возвратить доходы. Полученные им выгоды подлежат зачету в указанную сумму.

Если он умышленно удерживал имущество, право на возмещение расходов утрачивается (ст.1108 Гражданского кодекса).

С какого момента можно начислить проценты на сумму неосновательного обогащения?

Проценты за пользование чужими денежными средствами по ст.395 Гражданского кодекса можно начислить только при возврате неосновательного обогащения деньгами.

Начислить проценты можно с того момента, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денег (п. 2 ст. 1107 Гражданского кодекса).

Если точный момент неизвестен, можно начислить проценты с момента получения приобретателем претензии о возврате неосновательного обогащения.

Срок исковой давности для взыскания неосновательного обогащения

К требованиям о взыскании неосновательного обогащения применяется стандартный срок исковой давности в 3 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

При этом срок в любом случае не может превышать 10 лет со дня нарушения права (ст.196 Гражданского кодекса).

*Источник: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/1034063/

Автор фото с Pexels: Mat Brown

Иногда бывает трудно определить, с какого именно момента считать срок исковой давности. Согласно сложившейся судебной практике, можно выделить следующие правила:

• если неосновательное обогащение возникло вследствие признания договора незаключенным, срок будет исчисляться со дня вступления в силу решения суда о признании договора незаключенным, при условии, что взыскатель не знал о том, что договор является незаключенным;
  • если неосновательное обогащение возникло вследствие признания договора недействительным, срок будет исчисляться со дня вступления в силу решения суда о признании договора недействительным;
  • если неосновательное обогащение возникло в результате расторжения договора, срок будет считаться со дня его расторжения;
  • в случае перечисления нескольких платежей, срок исковой давности нужно исчислять отдельно по каждому из них (Решение ВАС РФ от 13.03.2012 N ВАС-15916/10), таким образом, по некоторым платежам срок давности может уже истечь, а по более поздним еще нет.

ВАЖНО! Исковое заявление должно быть принято судом к рассмотрению, даже если сроки исковой давности истекли (ст.199 Гражданского кодекса).

Только если одна из сторон заявит об истечении исковой давности в суде, тогда суд откажет в удовлетворении иска.

При наличии уважительных причин, срок может быть восстановлен судом (ст.205 Гражданского кодекса). Это возможно при соблюдении следующих условий:

• срок пропущен по уважительной причине, связанной с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность, ненадлежащее исполнение законным представителем недееспособного гражданина своих полномочий);
  • причина пропуска имела место в последние шесть месяцев срока давности.

ВАЖНО! Для юридического лица и индивидуального предпринимателя по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, срок исковой давности восстановить нельзя независимо от причин пропуска.

В каких случаях неосновательное обогащение не подлежит возврату?

Не подлежит возврату денежные суммы и иное имущество:

• переданное досрочно, если иное не предусмотрено договором;
  • переданные после истечения срока исковой давности;
  • переданные в целях благотворительности;
  • предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства;
  • заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Что делать для возврата неосновательного обогащения?

Составить и направить претензию о возврате неосновательного обогащения.

Желательно отнести ее нарочно с отметкой о вручении, либо направить заказным письмом с описью вложения.

Если претензия направляется юридическому лицу или ИП, следует направить ее по адресу из ЕГРЮЛ, если неосновательное обогащение возникло в результате расторжения договора, претензию можно послать по указанному в нем адресу, можно также воспользоваться ЭДО при наличии.

В претензии нужно указать сумму или имущество, которые истребуются в качестве неосновательного обогащения.

Если взыскивается стоимость пользования имуществом – приложить документы, подтверждающие расчет, например копию отчета об оценке.

Обратиться в суд.

К иску необходимо приложить доказательства возникновения у ответчика неосновательного обогащения, например, банковскую выписку, платежные поручения и т.д.

Обсуждение вопросов по неосновательному обогащению