Услуги взыскания долгов за нежилое имущество

Подготовим претензию

Качественная претензия поможет устранить нарушения и получить компенcацию

80 % Дел, когда претензия сработала

Зафисируем факт нарушения, оценим, рассчитаем ущерб, установим вину

Подготовим исковое заявление, проведем презентацию, направим в суд

Готовим стратегию, защищаем, доводим до результата

100 %Если не помогла претензия, то поможет судебная защита

Преимущества взыскания коммунальных долгов

Цены на взыскание задолженностей по коммуналке

Все о взыскании задолженности за содержание нежилых помещений и коммунальные платежи

Варианты действий | Судебная практика | Образцы исков
Малов Д.В. - юрист высшей категории МИП

Проблемная ситуация:

Собственник нежилого помещения в нежилом здании (индивидуальный предприниматель) не платит за содержание общего имущества в нежилом здании, так как считает, что делать этого не обязан, имеет отдельный вход в свой магазин, общим имуществом не пользуется, доля на общее имущество в ЕГРН не зарегистрировано.

Получен судебный приказ о взыскании задолженности за содержание общего имущества в нежилом здании.

Актуальность проблемы:

Все собственники как жилых так и нежилых помещений должны нести бремя содержания своего имущества, в том числе оплачивать содержание общего имущества в доме, коммунальные услуги.

Законодательством не урегулирован статус общего имущества в нежилом здании, однако, это не означает, что оно является бесхозным и содержать его должно государство.

Суды при рассмотрении споров применяют нормы Жилищного кодекса к общему имуществу нежилых зданий по аналогии.

Источник: https://unsplash.com/photos/low-angle-photo-of-city-high-rise-buildings-during-daytime-PhYq704ffdA

Обязанности собственника нежилого помещения

Согласно ст.210 Гражданского кодекса граждане обязаны содержать свое имущество, а соответственно, оплачивать все услуги, связанные с таким содержанием.

ВАЖНО! Неиспользование нежилого помещения не является основанием для освобождения от оплаты.

Если собственников несколько – оплата должна распределяться на каждого пропорционально размеру их долей исходя из ст.249 Гражданского кодекса.

Обязанности собственника нежилого помещения сильно зависят от того, в каком здании находится нежилое помещение – в многоквартирном доме или в нежилом здании.

В многоквартирном доме собственники нежилых помещений обязаны:

• самостоятельно заключать прямые договоры на поставку коммунальных услуг в свое нежилое помещение, то есть нельзя переложить это бремя на ТСЖ или управляющую компанию как собственники квартир;
  • платить за содержание общего имущества в многоквартирном доме, управление которым осуществляет ТСЖ или управляющая компания, соразмерно своей доле;
  • платить взносы на капитальный ремонт МКД.

При этом за земельный участок под МКД платить не придется, так как он освобождается от налогов.

Если речь идет о нежилом здании, то собственники помещений в нем обязаны:

• заключать договоры на поставку коммунальных услуг;
  • содержать общее имущество в здании по соглашению между всеми собственниками помещений в здании;
  • платить налог или арендную плату за земельный участок, который занят зданием и необходим для его использования.

Общее имущество в нежилом здании по аналогии с многоквартирными домами считается находящимся в долевой собственности собственников помещений в нем (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64). К нему относятся лифты, лестничные площадки, холл, общие санузлы, крыша и т.д.

Соответственно, обязанность по его содержанию тоже возложена на собственников нежилых помещений.

ВАЖНО! Обязанность по содержанию общего имущества нельзя переложить на арендатора нежилого помещения.

Для управления общим имуществом в нежилом здании собственники помещений могут создать ТСЖ.

Что включает в себя плата за нежилое помещение?

Плата за нежилое помещение включает в себя:

Плату за содержание нежилого помещения.

Сюда входит плата за управление многоквартирным домом или зданием, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме или здании, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме или здании.

В том числе требуется и платить взносы на капитальный ремонт.

Плату за коммунальные услуги.

Плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Порядок взыскания задолженности за содержание нежилого помещения и коммунальные услуги

В принудительном порядке задолженность взыскивается через суд путем подачи заявления о взыскании задолженности за нежилое помещение в исковом или приказном порядке.

ВАЖНО! Задолженность за содержание нежилого помещения и коммунальные услуги, в отличие от платы за жилое помещение, может быть передана коллекторам.

Если задолженность взыскивается с юридического лица или индивидуального предпринимателя – обязательно соблюдение досудебного претензионного порядка согласно п.5 ст.4 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

При взыскании задолженности с гражданина соблюдение досудебного порядка необязательно.

Сроки взыскания задолженности ограничены общими сроками исковой давности.

ВАЖНО! Судебное взыскание задолженности за нежилое помещение возможно только за 3 года, предшествующих подаче в суд.

Но указанный срок будет применен судом, только если должник заявит об истечении срока давности в отношении требований, заявленных за больший период.

Для взыскания долгов в пределах 500 тысяч рублей предусмотрен упрощенный порядок путем получения судебного приказа о взыскании задолженности.

Рассмотрение дела в таком случае производится без вызова сторон, а приказ выносится в течение 5 дней с момента поступления заявления. После истечения срока для отмены приказ может быть сразу предъявлен в банк или приставам.

ВАЖНО! Судебный приказ можно отменить в течение 10 дней с момента его получения должником.

Однако, это не означает освобождение от уплаты долга, в таком случае взыскатель обратится в суд в общем исковом порядке.

Но должник уже сможет представить какие-то доказательства отсутствия задолженности, ее необоснованного начисления, договориться о заключении мирового соглашения и уплате долга, например, в рассрочку.

Что делать в случае предъявления иска о взыскании задолженности за нежилое помещение или получения судебного приказа?

Проверить, соблюден ли досудебный порядок при необходимости его соблюдения.

Если вынесен судебный приказ – подать возражения и отменить его в установленном порядке в течение 10 дней с момента получения приказа.

Пропущенный срок можно восстановить при наличии уважительных причин его пропуска.

Если подан иск – подать возражения на исковые требования при наличии оснований для перерасчета, ошибок в расчете, заявить о снижении неустойки, истечении срока исковой давности при возможности, привлечении соответчика при наличии иных собственников.

Можно принять меры к заключению мирового соглашения.

После взыскания задолженности с одного из собственников можно предъявить иск о взыскании выплаченной за других собственников задолженности соразмерно их долям, в том числе и с собственников других помещений в здании за содержание общего имущества в здании.

Обсуждение вопросов о взыскании задолженности за содержание нежилых помещений и коммунальные платежи