Что такое приобретательная давность на недвижимость

Подготовим претензию

Качественная претензия поможет устранить нарушения и получить компенcацию

80 % Дел, когда претензия сработала

Зафисируем факт нарушения, оценим, рассчитаем ущерб, установим вину

Подготовим исковое заявление, проведем презентацию, направим в суд

Готовим стратегию, защищаем, доводим до результата

100 %Если не помогла претензия, то поможет судебная защита

Срок давности владения недвижимостью

Срок приобретательной давности для недвижимости

Каковы условия приобретательной давности земельного участка

Варианты действий | Судебная практика | Образцы исков
Малов Д.В. - юрист высшей категории МИП

Проблемная ситуация:

Юридическое лицо в течение 20 лет открыто владеет зданием, расположенным на земельном участке, предоставленным в аренду от государства.

Здание ранее принадлежало государственному предприятию, которое является предшественником юридического лица.

При приватизации государственного предприятия здание не было включено в уставной капитал юридического лица.

Организация хочет признать право собственности на здание.

Актуальность проблемы признания права собственности в силу приобретательной давности:

Наиболее часто основанием приобретения собственности является совершение сделок: купли-продажи, дарения, мены  и т.д.

Однако, бывают и другие случаи.

Так, при владении имуществом в течение определенного срока владелец может получить его в законную собственность в силу приобретательной давности. Такой способ не связан с заключением сделок между лицами.

Но для признания права собственности по такому основанию требуется соблюдение множества условий.

На какое недвижимое имущество может быть признано право собственности в силу приобретательной давности?

Признать право собственности в силу приобретательной давности недвижимости, в том числе, дома, здания, иные строения, земельные участки и т.д.

Если речь идет об имущественном комплексе, то признать право собственности можно одновременно и на движимое и на недвижимое имущество в его составе.

ВАЖНО! Право собственности в силу приобретательной давности можно признать даже на самовольную постройку, если ее сохранение не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Однако, нельзя признать право собственности на самовольную постройку, которая была возведена на неправомерно занимаемом земельном участке.

Право собственности может быть приобретено как на имущество, принадлежащее другому лицу, так и на бесхозяйное имущество (п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).

При этом предварительная постановка на учет бесхозяйного имущества и последующий отказ судом в признании права муниципальной собственности на него не требуется (п. 19 Постановления).

Кроме того, участник общей долевой собственности может признать право собственности на другую долю в силу приобретательной давности.

Срок приобретательной давности на недвижимое имущество

ВАЖНО! Для признания права собственности на недвижимое имущество лицо, не являющееся собственником, должно добросовестно, открыто и непрерывно владеть им как своим собственным в течение 15 лет (ст.234 Гражданского кодекса).

Ко времени владения можно присоединить время, в течение которого участком владел наследодатель или иное лицо, правопреемником которого является

владелец недвижимого имущества.

Действие статьи 234 Гражданского кодекса распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до вступления его в силу 1 января 1995 года (ст.11 Федерального закона о введении в действие части первой Гражданского кодекса).

Срок владения исчисляется с момента истечения 3-хлетнего срока исковой давности для истребования имущества из чужого незаконного владения.

Условия признания права собственности в силу приобретательной давности

При признании права собственности в силу приобретательной давности судами учитывается следующее:

• добросовестность предполагает, что вступление во владение не было противоправным;
  • владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении;
  • владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса);
  • владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору, то есть имущество не находится в аренде, безвозмездном пользовании, на хранении и т.п. (п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010);
  • собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, при этом необязательно, чтобы он объявил об отказе от собственности (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 2019 года N 4-КГ19-55).

Например, если собственник самовольно захватил чужое имущество, например, занял чужой дом, зная, что владелец временно отсутствует, он прекрасно понимает, что совершает неправомерные действия, и такого владельца точно нельзя признать добросовестным.

При признании права собственности на земельный участок следует учитывать некоторые особенности, которые рассмотрены в статье «Признание права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности».

Порядок признания права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности

Признание права собственности происходит исключительно в судебном порядке.

В качестве ответчика выступает прежний собственник.

Если прежний собственник неизвестен – можно обратиться в суд с заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом

Источник: https://ru.freepik.com/free-photo/court-hammer-and-books-judgment-and-law-concept_8760899.htm

Изображение от Racool_studio на Freepik

как своим собственным в течение срока приобретательной давности.

ВАЖНО! Признание права собственности судом и регистрация права собственности на объект в ЕГРН не является препятствием для оспаривания этого права лицом, которое считает себя собственником имущества.

Что делать для признания права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности?

Собрать доказательства, подтверждающие непрерывное, добросовестное и открытое владение имуществом в течение срока приобретательной давности.

Подать исковое заявление в суд о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности.

На основании судебного решения  зарегистрировать в ЕГРН право собственности на недвижимое имущество.

Обсуждение вопросов о признании права собственности в силу приобретательной давности на недвижимое имущество