Основные услуги при расторжении договора аренды арендодателем

Ознакомимся с документами, определим наиболее эффективную стратегию защиты

Подготовим документы

Поможем подготовить документы, подтверждающие отсутствие оснований для досрочного расторжения договора аренды коммерческой недвижимости

Подготовим возражения в суд

Подготовим возражения на иск о досрочном расторжении договора аренды нежилого помещения

Неоспоримые преимущества

Расторжение договора аренды в одностороннем порядке арендодателем
Малов Д.В. - юрист высшей категории МИП

Клиент заключил договор аренды нежилого помещения на 11 месяцев.

Арендодатель требует досрочного расторжения договора аренды.

При аренде помещений арендаторы могут встретиться с произволом со стороны арендодателей, которые по каким-либо причинам могут начать их досрочно выгонять, например, если конкуренты предложили им более высокую цену.

Между тем, это может навредить бизнесу, причинить дополнительные убытки в связи с необходимостью досрочного поиска другого объекта, возможно, необходимости ремонта в нем.

Но закон защищает не только права собственников, но и права арендаторов.

Возможно ли досрочное расторжение договора аренды по инициативе арендодателя без обращения в суд?

Договор аренды, как правило, заключается на определенный срок, указанный в договоре.

В таком случае в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора нельзя, если это не предусмотрено договором.

Если же в договоре срок аренды не указан, то он считается заключенным на неопределенный срок.

При заключении договора аренды на неопределенный срок от его исполнения можно отказаться в одностороннем порядке, письменно уведомив другую сторону за 3 месяца (ст.610 Гражданского кодекса).

ВАЖНО! Немотивированный отказ во внесудебном порядке от исполнения договора аренды возможен с предупреждением за 3 месяца, только если договор заключен на неопределенный срок.

В иных случаях расторгнуть договор аренды можно только если это предусмотрено договором, либо в судебном порядке при наличии нарушений с другой стороны.

Таким образом, при заключении договора аренды рекомендуется обращать внимание, предусмотрена ли в нем возможность одностороннего отказа от исполнения договора.

Если отказ предусмотрен – согласовать, за какой срок другая сторона должна уведомить об отказе, в какой форме направить уведомление.

ВАЖНО! К договору найма жилого помещения применяются иные правила и основания для его расторжения.

Подробно вопрос о досрочном расторжении договора найма квартиры рассмотрен в статье «Расторжение договора аренды квартиры по инициативе собственника».

Основания для расторжения договора аренды нежилого помещения в суде

Источник: https://ru.freepik.com/free-photo/bossy-manager-tearing-apart-business-reports-in-front-of-his-female-colleague-in-the-office_25592483.htm

Изображение от Drazen Zigic на Freepik

Арендодатель может потребовать расторжения договора в судебном порядке, если арендатор:

• пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;
  • существенно ухудшает имущество;
  • более двух раз подряд просрочил арендную плату - заявить требование в таком случае можно даже после уплаты долга, но в разумный срок;
  • не делает капитальный ремонт имущества в установленные сроки, если это является его обязанностью (п.1 ст. 619 Гражданского кодекса);
  • существенное нарушил условия договора (п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса);
  • по иным основаниям, которые стороны предусмотрели в договоре.

ВАЖНО! Следует отличать возможность одностороннего отказа от исполнения договора и его расторжения.

Отказ предполагает внесудебный порядок, в то время как расторжение договора обычно рассматривается именно как расторжение в судебном порядке.

Об этом следует помнить при составлении договора и формулировании его условий.

Таким образом, если в договоре предусмотрены какие-то иные основания для расторжения договора аренды, предполагается, что арендодатель должен обратиться в суд, а предварительно соблюсти предусмотренный гражданским законодательством досудебный порядок.

Процедура расторжения договора аренды по требованию арендодателя в суде

Направление письменного предупреждения арендатору о необходимости исполнить обязательство.

В предупреждении должно быть указано, какое именно нарушение допустил арендатор, предложение устранить его в разумный срок.

Как правило, разумный срок предполагает не менее недели, исходя из требований п.2 ст.314 Гражданского кодекса.

Предупреждение направляется заказным письмом по юридическому адресу или адресу, указанному в договору, либо вручается нарочно.

При наличии ЭДО оно может быть направлено с использованием ЭЦП.

Если это предусмотрено договором – предупреждение может быть направлено и по электронной почте, и через мессенджеры, и иными способами.

Направление предложения о расторжении договора аренды.

Требование о направлении данного документа предусмотрено п.2 ст.452 Гражданского кодекса.

Направляется по тому же адресу и тем же способом, что и предупреждение.

В предложении должны быть указаны основания расторжения и приложено соглашение о расторжении.

Срок для ответа – 30 дней, если иное не установлено договором.

Обращение в суд с иском о расторжении договора.

Перед обращением в суд потребуется собрать доказательства нарушений со стороны арендатора.

Порой суды отказывают в расторжении договора аренды даже при наличии нарушений, например, если просроченные суммы оплаты являются незначительными, или если арендатор не платил из-за того, что арендодатель препятствовал ему в пользовании объектом аренды.

Также суд откажет, если в разумный срок нарушения были устранены арендатором (п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14).

ВАЖНО! Для того, что расторгнуть договор аренды в судебном порядке, нужно направить арендатору и предупреждение о необходимости исполнить обязательство, и предложение о расторжении (п. 29 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66).

При этом запрета на одновременное их направление не предусмотрено.

Что делать, если арендодатель требует досрочного расторжения договора аренды нежилого помещения?

Проверить условия договора, предусмотрена ли в них возможность одностороннего отказа от договора арендодателем.

Если такая возможность предусмотрена – проверить соблюдение сроков уведомления о досрочном прекращении договора.

Если возможность одностороннего отказа или основания досрочного расторжения договора отсутствуют – продолжать пользоваться арендованным имуществом.

При обращении арендодателя в суд – заявить возражения на исковые заявления.

Обсуждение вопросов о расторжение договора аренды НП по инициативе арендодателя